НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ РОССИИ
ИВАНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
ПАЛЕХСКАЯ МИНИАТЮРА
По всему свету разошлась и продолжает расходиться палехская живописная миниатюра. Её неповторимый знак – яркая темпера и золото на чёрных лаковых изделий из папье-маше: ларцы и шкатулки, панно и футляры, броши и пудреницы, портсигары и коробочки. Изначально промысел в Палехе возник в XVII в. как иконописный. Иконы «палехского пошиба» славились особой тонкостью письма с активным применением золота на одеждах святых и в орнаментах. Сам же стиль миниатюры сложился под влиянием московской, новгородской, строгановской и ярославской школ.
В 1814 г. Иоганн Гёте заинтересовался суздальскими иконописцами. Владимирский губернатор сообщил поэту, что среди иконописных сёл выделяется своим искусством село Палех. Две иконы из Палеха – «Двунадесятые праздники» и «Богоматерь» - были отосланы Гёте. Палешане занимались ещё росписью и реставрацией церквей и соборов, Грановитой палаты Московского Кремля, Троице-Сергиевой лавры, Новодевичьего монастыря. История же промысла как декоративного искусства начинается после Октябрьской революции, когда иконописные мастерские были закрыты. 5 декабря 1924 г. семь палехских художников объединились в «Артель древней живописи».
МАЗЫКСКАЯ ИГРУШКА
«Деревянная игрушка - яркая самобытная область народного искусства. "Болвашка", "тарарушка", "щепной товар", как называли её раньше, создавалась для забавы детям.
Грубоватые, но выразительные фигурки зверей, птиц, человека были любимы в народе.
Игрушки делали из осины, березы, сосны, липы.
Их вырубали или вырезали из чурки, куска доски.
Основными инструментами служили топор и нож в некоторых случаях применялось долото.
Игрушечник учился мастерству с детства, постигая мудрую простоту технических приёмов».
Бытовал в среде офеней-мазыков на Владимирщине и Суздальщине.
Название произошло от «офеня» - странствующий торговец галантерейным и мануфактурным товаром.
«Мазыки» - самоназвание «офеней». От офеней развился и условный язык (феня).
Игрушки - статуэтки зверей и людей, которые выполняли роль божков, идолов, оберегов.
С промыслом игрушек можно ознакомиться в Музее-заповеднике народного быта Ивановской области.
ХОЛУЙСКАЯ МИНИАТЮРА
Холуйская миниатюра – вид русской народной миниатюрной живописи темперными красками на лаковых изделиях из папье-маше (коробочки, ларцы и др.).
Технология изготовления изделий из папье-маше была заимствована (по примеру Палеха и Мстёры) у мастеров лакового промысла федоскинской миниатюры.
Для Холуйской миниатюры характерна конкретная материальность образов, укрупнённость деталей композиции, декоративная живописная манера с колоритом, построенным на контрастном сочетании тёплых и холодных тонов.